Понедельник, 20.01.2025, 08:00
Приветствую Вас Гость | RSS

-=AIR UNION=-

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
3. Триммирование
СварогДата: Среда, 03.10.2012, 19:32 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Репутация: 1
Статус: Offline
Я встречал некоторых "пилотов", которые знали о триммере только по наслышке и умудрялись летать без него. Конечно, на небольших самолётах это возможно, хотя руки будут болеть как после тренировочного зала.. Но для качественных полётов знание и умение триммирования необходимы. Триммер мы используем не только для того, чтобы выровнять самолёт в прямом полёте. Триммер нужен и при выполнении разворотов. А у реактивных лайнеров он необходим для увеличения эффективности руля высоты, что немаловажно в таких ответственных стадиях полёта, как взлёт.

Триммер (англ. trimmer; от trim, буквально - приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата. Служит для уменьшения усилий в системе управления ЛА.

Любой установившийся режим полета самолета, как правило, выполняется с отклоненными рулями, что обеспечивает уравновешивание (балансировку) самолета относительно его центра масс. Возникающие при этом усилия на командных рычагах принято называть балансировочными. Чтобы зря не утомлять летчика и избавить его от этих ненужных усилий, на каждой рулевой поверхности устанавливается триммер, позволяющий полностью снимать балансировочные усилия.

Триммер конструктивно полностью идентичен сервокомпенсатору и также шарнирно подвешивается в хвостовой части руля, но, в отличие от сервокомпенсатора, имеет дополнительное ручное или электромеханическое управление. Летчик, отклоняя триммер в сторону противоположную отклонению руля, добивается уравновешивания руля на заданном угле отклонения при нулевых усилиях на командном рычаге. В некоторых случаях используется комбинированная поверхность триммер-сервокомпенсатор, который при включении привода работает в качестве триммера, а при отключенном - выполняет функции сервокомпенсатора.

Следует добавить, что триммер может использоваться лишь в таких системах управления, в которых усилия на командных рычагах напрямую связаны с шарнирным моментом руля - системы безбустерного управления или системы с обратимыми бустерами. В системах с необратимыми бустерами усилия на командных рычагах создаются загрузочными механизмами и от шарнирного момента руля не зависят. В этом случае триммеры на рулях не ставятся, а балансировочные усилия снимаются специальными устройствами в системе загрузки командных рычагов.

Другим средством балансировки самолета в установившемся режиме полета может служить переставной стабилизатор. Обычно такой стабилизатор крепится шарнирно на задних узлах подвески, а передние узлы соединяются с силовым приводом, который, перемещая носовую часть стабилизатора вверх или вниз, изменяет углы его установки в полете. Подбирая нужный угол установки, летчик может уравновесить самолет при нулевом шарнирном моменте на руле высоты. Этот же стабилизатор обеспечивает и требуемую эффективность продольного управления самолета на взлете и посадке.
 
СварогДата: Среда, 03.10.2012, 19:39 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Репутация: 1
Статус: Offline
Вот так выглядит триммирующее устройство на цессне:



А вот и колёсико управления им:



Таким образом, триммер представляет собой небольшую пластину, подвижную часть руля высоты. Как же он действует? Если пластину с помощью управляющего колёсика отклонить вверх, то набегающий воздушный поток будет давить на пластину вниз, а вместе с ней и на весь руль высоты, в результате чего пилоту не придётся поддерживать постоянное усилие на штурвал, в данном случае отклоняя его от себя. За него это сделает распределённый воздушный поток. Ну и аналогично в обратном направлении.
Прикрепления: 2873577.jpg (170.0 Kb) · 0390032.jpg (109.9 Kb)
 
СварогДата: Среда, 03.10.2012, 19:58 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Репутация: 1
Статус: Offline
В больших авиалайнерах так же имеется триммирующее устройство, но реализовано оно иначе и функция шире. Для небольших самолётов имеющегося хода руля высоты вполне достаточно для выполнения необходимых манёвров, к тому же разброс допустимой загрузки невелик, что в общем-то почти не влияет на центровку самолёта. А вот крупный самолёт имеет огромную разницу в весе, если он пустой или если он максимально загружен. Из-за этого возникает необходимость разной силы воздействия руля высоты. Обычного его хода при разных центровках может не хватить. Это компенсируется перекладкой стабилизатора - изменением угла его наклона. Обратите внимание, на картинках стабилизатор находится в крайне возможных положениях:





Как мы видим, сама перекладка стабилизатора уже играет роль руля высоты, представьте теперь, что будет, если мы добавим к этому воздействие самого руля высоты.

Ну и конечно же перекладка стабилизатора (или триммирование) освобождает пилота от постоянного усилия на штурвальную колонку.

А вот и управление триммером (на примере боинга 737):
Колесо с выдвижной ручкой для ручного управления, а так же шкала отклонения стабилизатора:



И переключатель на штурвале электрического привода управления триммером:

Прикрепления: 6188167.jpg (79.1 Kb) · 8387735.jpg (79.1 Kb) · 9915303.jpg (106.2 Kb) · 9420842.jpg (68.7 Kb)
 
СварогДата: Среда, 03.10.2012, 20:19 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Репутация: 1
Статус: Offline
В разных симуляциях самолётов триммер ведёт себя по разному. Например на дефолтной цессне или том же боинге достаточно слегка нажать на кнопку, как триммер ощутимо изменит своё положение. В реализации PMDG триммер гораздо правдоподобнее. Здесь придётся подождать некоторое время, чтобы горизонтальный стабилизатор изменил своё положение.

В реальном самолёте пилот ощущает нагрузку на штурвал (рычаг управления), а работа триммера просто снимает эту нагрузку. В симуляторе нет возможности это ощутить, поэтому приходится ориентироваться на поведение самолёта (в этом плане триммирование на симуляторе сложнее).

Но и нужно понимать, что триммер используется как вторичное устройство, с помощью него не следует управлять тангажом. Для этого есть руль высоты, управляемый штурвалом или рычагом управления. То есть сначала мы изменяем тангаж рычагом управления, а потом уже триммируем!

Есть самолёты, триммер которого полностью управляется компьютером. Например, семейство Airbus.

Ну и конечно же, триммер нужно использовать всегда, когда его можно использовать, чтобы облегчить управление самолётом. (В момент посадки триммировать нельзя!).

Ещё важный момент триммирования, особенно для крупных самолётов - это перекладка стабилизатора по центровке перед взлётом. Значение положения триммера обычно рассчитывает компьютер в зависимости от центровки, используемого угла закрылок, (уменьшенной) взлётной тяги. Обязательно нужно выставить еэот значение на триммере перед взлётом!

Кроме триммирования по тангажу, есть ещё и триммирование по крену и по рысканью. Для небольших винтовых самолётов триммирование по рысканью может производиться перед взлётом, дабы скомпенсировать уводящую в сторону силу от винта. В остальных же случаях этими триммерами мы будем пользоваться только в аварийных ситуациях. Поэтому заострять внимание на этом не буду, тем более, что принцип действия у них тот же.

Ну а в остальном... понять принцип и освоить технику использования поможет только практика.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: