Проект "Правила производства виртуальных полетов в виртуальном воздушном пространстве"
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные правила производства виртуальных полетов в виртуальном воздушном пространстве, в дальнейшем именуемые сокращенно ППВП, разработанные союзом виртуальных пилотов, являются инструкцией по применению Положения об использовании виртуального воздушного пространства и определяют общий порядок организации, выполнения, обеспечения полетов и управления воздушным движением, гарантирующий безопасность полетов.
1.2. Основные правила полетов предписаны к выполнению всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и виртуальными организациями.
1.3. Наставления, инструкции, руководства и другие документы, издаваемые ведомствами по организации, выполнению, обеспечению полетов и управлению воздушным движением, должны соответствовать требованиям ППВП.
1.4. Командирам, летному составу и другим лицам, деятельность которых связана с организацией, выполнением, обеспечением полетов, управлением воздушным движением и контролем за порядком использования виртуального воздушного пространства, предписано знать и выполнять требования ППВП.
1.5. В случае установления факта нарушения ППВП (уклонения от их выполнения) должностным лицам предписано немедленно принять меры к его пресечению либо лишению нарушителя сертификата виртуального пилота.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Аэродром - участок земной или водной поверхности, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.
Аэродром горный - аэродром, расположенный на высоте 1000 м (3000 футов) и более над уровнем моря.
Аэродром в горной местности - аэродром, расположенный в местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м (1500 футов) и более в радиусе 25 км (10 морских миль) от контрольной точки аэродрома.
Аэродром запасный - аэродром, предназначенный для посадки воздушного судна в случае, когда использование основного аэродрома невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета.
Аэродром основной - аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена заданием на полет.
Боковая полоса безопасности (БПБ) - специально подготовленный участок аэродрома, примыкающий к боковой стороне ВПП и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов.
Болтанка - беспорядочные колебания воздушного судна, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы.
Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов.
Видимость - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты.
Видимость на ВПП (взлетная) - видимость в направлении взлета воздушного судна из определенной точки, расположенной над ВПП на высоте, соответствующей уровню глаз командира воздушного судна в момент взлета.
Видимость на ВПП (посадочная) - видимость порога ВПП с высоты полета воздушного судна на предпосадочной прямой.
Видимость полетная - видимость объектов в воздушном пространстве и на земной (водной) поверхности из кабины воздушного судна в полете.
Видимость метеорологическая - видимость, определяемая органами метеорологической службы.
Воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение воздушных судов и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства.
Воздушная трасса - коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для выполнения полетов воздушных судов и оборудованный средствами управления, контроля и радионавигации.
Время полета воздушного судна - период с момента начала движения воздушного судна при взлете или отрыва от земной (водной) поверхности (палубы корабля) при вертикальном взлете до момента окончания его пробега при
посадке или касания земной (водной) поверхности (палубы корабля) при вертикальной посадке.
Высота полета - общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна.
Высота полета абсолютная - высота полета от уровня моря.
Высота полета истинная - высота полета от уровня точки на земной (водной) поверхности, находящейся непосредственно под воздушным судном.
Высота полета относительная - высота полета от уровня условно выбранной точки.
Высота безопасная - минимальная допустимая высота полета, гарантирующая от столкновения воздушное судно с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней.
Высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков.
Высота перехода - установленная высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе заданного эшелона.
Высота принятия решения - установленная высота, на которой командир воздушного судна должен принять решение о посадке или уходе на второй круг.
Давление на аэродроме - атмосферное давление на уровне порога ВПП.
Давление стандартное - атмосферное давление на среднем уровне моря в соответствии с параметрами стандартной атмосферы. Числовое значение стандартного давления равно 1013,25 гПа, что соответствует
760 мм рт. ст. или 1013,25 мбар или 29,92 дюйма рт. ст..
Задание на полет (полетный лист) - документ установленной формы, разрешающий командиру воздушного судна выполнение полета.
Заявка на полет - документ установленного образца, содержащий необходимые данные для обеспечения полета.
Зона аэродромная (пилотажная) - воздушное пространство установленных размеров для отработки техники пилотирования и других полетных заданий.
Зона запретная - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов запрещены.
Зона ограничения - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями.
Зона опасная - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов.
Зона ожидания - воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей
очереди захода на посадку или подхода к аэродрому.
Зона (коридор) специальная - воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, полетов на малых и предельно малых высотах и других
специальных полетов.
Зона (район) УВД - воздушное пространство установленных размеров, в котором орган УВД осуществляет свои функции.
Командир воздушного судна - летчик (пилот), являющийся старшим в экипаже и несущий ответственность за выполнение и безопасность полета воздушного судна.
Контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяемая геодезическими координатами, как правило, центра ВПП аэродрома.
Концевая полоса безопасности (КПБ) - специально подготовленный участок аэродрома, примыкающий к торцу ВПП и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов.
Круг полетов (схема полета по кругу) - маршрут, установленный в районе аэродрома, по которому или по части которого выполняется набор высоты после взлета, снижение для захода на посадку, ожидание посадки, выполнение
полета над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома.
Летная полоса - определенная площадь, которая включает взлетно-посадочную полосу, боковые и концевые полосы безопасности.
Летный состав - лица, имеющие специальную подготовку и выполняющие свои функциональные обязанности в полете в составе экипажа по пилотированию, самолетовождению, эксплуатации воздушного судна, его систем и
оборудования.
Местная воздушная линия (МВЛ) - коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине и предназначенный для выполнения полетов воздушных судов при осуществлении местных воздушных сообщений.
Местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м (1500 футов) и более в радиусе 25 км (10 морских миль), а также местность с превышением над уровнем моря 1000 м (3000 футов) и
более.
Местность холмистая - пересеченная местность с относительными превышениями рельефа от 200 до 500 м (600 - 1500 футов)в радиусе 25 км (10 морских миль).
Местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа менее 200 м (600 футов) в радиусе 25 км (10 морских миль).
Метеорологическая информация - сведения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы и экипажей воздушных судов.
Минимум командира воздушного судна - минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых командиру воздушного судна разрешается выполнять взлет, посадку или визуальный полет по
маршруту на данном типе воздушного судна.
Минимум воздушного судна - минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых летно-технические характеристики воздушного судна и его оборудование в сочетании с наземной
посадочной системой аэродрома позволяют безопасно производить взлет и посадку.
Минимум аэродрома - минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых в зависимости от рельефа местности, препятствий на ней, наземных посадочных систем обеспечивается
безопасность взлета, захода на посадку и посадки воздушных судов на данном аэродроме.
Опасное сближение - не предусмотренное полетным заданием схождение воздушных судов между собой или с другими материальными объектами на интервалы менее половины установленных ППВП, в результате которого возникает
безопасность их столкновения.
Орган УВД - общий термин, означающий в соответствующих случаях центр Единой системы управления виртуальным воздушным движением, ведомственный командный, диспетчерский или другой пункт, выполняющий в пределах
своей компетенции функции планирования и координирования использования воздушного пространства, непосредственного управления полетами (воздушным движением), контроля за соблюдением порядка использования воздушного
пространства и режима полетов в установленных для них зонах и районах.
Переходный слой - воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода.
Полет визуальный - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам.
Полет по приборам - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем по пилотажным и навигационным приборам.
Полоса воздушных подходов - воздушное, пространство в установленных границах, примыкающее к торцу ВПП и расположенное в направлении продолжения ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после
взлета и снижение при заходе на посадку.
Порог ВПП - начало участка ВПП, предназначенного для приземления воздушных судов.
Посадочная площадка - земельный (водный) участок, пригодный для взлета и посадки воздушных судов.
Потеря ориентировки - обстановка, при которой экипаж воздушного судна не знает и не может определить своего местонахождения с точностью, необходимой для продолжения дальнейшего полета в целях выполнения полетного
задания.
Превышение аэродрома - абсолютная высота наивысшей точки ВПП.
Пункт обязательного донесения (ПОД) - определенная географическая точка, относительно которой экипаж должен сообщить органу УВД местоположение воздушного судна.
Район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Режим полета - параметры полета воздушного судна.
Рубеж ухода на запасный аэродром - рубеж, установленный на линии пути воздушного судна, удаленный от запасного аэродрома на расстояние, с которого данное воздушное судно может выполнить полет и произвести посадку
на этом запасном аэродроме с остатком топлива не менее минимально установленного.
Рубеж передачи управления полетом - рубеж, установленный на линии пути воздушного судна, с которого непосредственное управление полетом данного судна передается от одного органа УВД другому.
Управление воздушным движением (УВД) - планирование, координирование и непосредственное управление движением воздушных судов, а также контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства и
режима полетов.
Эшелонирование - общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы, обеспечивающие безопасность воздушного
движения.
Эшелонирование вертикальное - рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы.
Эшелонирование продольное - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути.
Эшелонирование боковое - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути.
Эшелон полета - установленная высота полета воздушного судна относительно изобарической поверхности, соответствующей стандартному давлению.
Эшелон минимальный безопасный - ближайший к безопасной высоте расчетный эшелон полета, но не ниже безопасной высоты.
Эшелон перехода - установленный эшелон для перевода шкалы давления барометрического высотомера со стандартного на давление аэродрома или минимальное атмосферное давление, приведенное к уровню моря. Эшелоном
перехода является нижний эшелон района аэродрома (аэроузла).
3. ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ
3.1. Классификация полетов
Полеты воздушных судов в виртуальном воздушном пространстве подразделяются:
1) по правилам выполнения:
- полеты по правилам визуальных полетов (ПВП);
- полеты по правилам приборных полетов (ППП);
2) по месту выполнения:
- аэродромные - полеты, выполняемые в районе аэродрома (аэроузла), а при необходимости - в дополнительно выделенном воздушном пространстве под непосредственным управлением органа УВД аэродрома;
- трассовые - полеты по воздушным трассам виртуального воздушного пространства и МВЛ;
- маршрутные - полеты по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;
- маршрутно - трассовые полеты по виртуальным воздушным трассам (МВЛ) и по маршрутам вне их (в одном полете);
- другие полеты, выполняемые в специально установленных районах и зонах;
3) по условиям пилотирования и самолетовождения:
- визуальные полеты;
- полеты по приборам;
4) по метеорологическим условиям в соответствии с наставлениями по производству полетов:
- полеты в простых метеорологических условиях (ПМУ);
- полеты в сложных метеорологических условиях (СМУ);
5) по времени суток:
- дневные - выполняемые в период между восходом и заходом солнца;
- ночные - выполняемые в период между заходом и восходом солнца;
- смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот;
6) по физико-географическим условиям:
- над равнинной и холмистой местностью;
- над горной местностью;
- над пустынной местностью;
- над водной поверхностью;
- в полярных районах Северного и Южного полушарий;
7) по высоте выполнения:
- на предельно малых высотах - от 0 до 200 м (0 - 600 футов) включительно над рельефом местности или водной поверхностью;
- на малых высотах - от 200 до 1000 м (600 - 3000 футов) включительно над рельефом местности или водной поверхностью;
- на средних высотах - от 1000 до 4000 м (3000 - 13000 футов) включительно;
- на больших высотах - от 4000 до 12000м (13000 - 39000 футов - до тропопаузы) включительно;
- на полеты в стратосфере - выше 12 000 м (выше 39000 футов - выше тропопаузы);
8) по количеству пролетаемых районов и зон УВД:
- районные - полеты в пределах воздушного пространства одного района УВД;
- зональные - полеты в пределах воздушного пространства двух и более районов УВД;
- межзональные - полеты в пределах воздушного пространства двух зон УВД и более.
4. ПРАВИЛА ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЁТОВ (ПВП)
4.1. Правила визуальных полетов предусматривают выдерживание установленных интервалов между воздушными судами, а также между воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе и на земной (водной) поверхности путем визуального наблюдения экипажами воздушных судов за воздушной обстановкой и кратковременного изменения режима полета.
4.2. Полеты по ПВП выполняются с максимальной осмотрительностью всего экипажа воздушного судна и разрешаются в условиях, которые определяются наставлениями по производству полетов.
4.3. Полеты по ПВП выполняются на высоте не менее чем на 50 м (150 футов) ниже нижней границы облаков в равнинной и холмистой местности и не менее чем на 100 м (300 футов) - в горной местности.
4.4.При встрече воздушных судов на пересекающихся курсах на одной высоте командир воздушного судна, заметивший другое воздушное судно справа от себя, должен увеличить высоту полета, а командир воздушного судна,
заметивший другое воздушное судно слева от себя, уменьшить высоту полета таким образом, чтобы разность высот обеспечивала их безопасное расхождение. Командиры воздушных судов при выполнении маневра расхождения
обязаны не терять друг друга из виду.
4.5. Обгон впереди летящего воздушного судна на одной высоте выполняется справа, а при полете по кругу - с внешней стороны с соблюдением интервалов бокового эшелонирования.
4.6. Расхождение воздушных судов, выполняющих полет на встречных курсах на одной высоте, производится левыми бортами с соблюдением интервалов бокового эшелонирования.
4.7. Обход наземных препятствий, наблюдаемых впереди по курсу воздушного судна и превышающих высоту его полета, производится, как правило, справа от препятствий на удалении не менее 500 м (1500 футов).
4.8. В случаях, когда при выполнении полетного задания метеорологические условия становятся ниже установленного минимума, командир воздушного судна должен с разрешения органа УВД, под непосредственным управлением
которого он находится, перейти на полет по ППП, согласовав с этим органом УВД высоту (эшелон) полета.
4.9. Командир воздушного судна, не имеющий допуска к полетам по ППП, обязан возвратиться на аэродром вылета или произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме.
4.10. Ответственность за выполнение правил визуального полета, выдерживание заданного режима полета, своевременность доклада органу УВД о необходимости перехода к выполнению полета по ППП несет командир воздушного
судна, а за назначение временных интервалов и высоты (эшелона) при вылете воздушного судна - орган УВД аэродрома вылета; за назначение высоты (эшелона) при выполнении полета и своевременную информацию экипажа о
воздушной, метеорологической и орнитологической обстановке -орган УВД, осуществляющий непосредственное управление полетом этого воздушного судна; за назначение эшелона (высоты) при переходе к полету по ППП - орган
УВД, который будет осуществлять непосредственное управление воздушным судном по ППП.
5. ПРАВИЛА ПОЛЁТОВ ПО ПРИБОРАМ (ППП)
5.1. Правила полетов по приборам предусматривают выполнение полетов по пилотажно-навигационным приборам при обязательном постоянном контроле органов УВД за полетами воздушных судов.
5.2. Полеты по ППП выполняются:
- ночью - в простых и сложных метеорологических условиях на всех высотах;
- днем - при отсутствии условий для полетов по ПВП и в других случаях, установленных наставлениями по производству полетов.
5.3. На воздушных судах, не оборудованных для полетов по приборам, выполнять полеты по ППП запрещается.
5.4. Переход от полета по ППП к полету по ПВП допускается только по разрешению органа УВД, осуществляющего непосредственное управление данным полетом.
5.5. При наличии в районе полета воздушного судна других воздушных судов, которые могут создать угрозу опасного сближения, разрешение на полет по ПВП орган УВД дает только после получения доклада командира воздушного судна о визуальном наблюдении этих воздушных судов.
5.6. Органу УВД принуждать командира воздушного судна к выполнению полета по ПВП запрещается.
5.7. Ответственность за выдерживание заданного режима полета, информирование органа УВД о фактическом местонахождении воздушного судна, режиме полета и метеорологических условиях полета при полетах по ППП несет командир воздушного судна, а за эшелонирование воздушных судов и контроль за режимом их полета - орган УВД, осуществляющий непосредственное управление их полетом.
6. ПРАВИЛА ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ
6.1. Для обеспечения безопасности полетов в виртуальном воздушном пространстве устанавливаются минимально допустимые интервалы вертикального, продольного и бокового эшелонирования воздушных судов.
6.2. Эшелонирование воздушных судов, выполняющих международные полеты в виртуальном воздушном пространстве, осуществляется в соответствии с требованиями ППВП.
6.3. При различии в системах эшелонирования, принятых в смежных виртуальных воздушных пространствах, смена эшелонов производится в пределах 30 км (15 морских миль) до пересечения границы зоны при обязательном обеспечении интервалов вертикального эшелонирования между встречными воздушными судами, установленных в пунктах правила вертикального эшелонирования.